1818 год стал переломным в сфере народных промыслов России. Именно тогда Я. В. Кузнецов открыл первый фарфоровый завод, который позже прославился не только на всю страну, но и мир. Семейное дело продолжили братья Анисим и Терентий, сыновья основателя.
XIX век ознаменовался расцветом гжельской росписи и производства в целом. Ассортимент продукции в основном состоял из игрушек, сервизов, ваз, сахарниц, кувшинов, шкатулок и пр. Изделия распространялись по всей стране и за ее пределами (Киев, Харьков). Отдельно стоит упомянуть, что заказывали даже с Императорского двора. Это говорит о безупречном качестве товаров и мастерстве исполнения.
Ключевые особенности гжельской керамики в XIX веке
- Постепенная смена характерных оттенков. Если ранее фирменными цветами были охристый, изумрудно-зеленый, коричневый, то потом распространение получил кобальт, который придавал изделию синий тон.
- Основные сюжетные элементы – стилизованные букеты бело-синего цвета.
- Плоскостная техника росписи с объемностью считалась визитной карточкой предприятия.
- Изобретение опака (одного из типов фаянса) позволило производить изысканную чайную посуду с утонченными стенками.
- Господствующий стиль рококо повлиял и на русских мастеров. Во второй четверти XIX века орнамент стали обрабатывать позолотой, которая делала живопись многослойной и глубокой. Также появляется новая посуда: подсвечники, чайницы, чернильницы, скульптуры и пр.
- Упрощение форм. Это связано с постепенным увеличением использования керамики в повседневной жизни. По этой причине изделия производились максимально практичными и удобными.
XX век и современные тенденции
Упадок искусства в военные годы отразился и на заводе. Своим возрождением гжельская керамика и роспись обязана художнице Н. И. Бессарабовой и искусствоведу А. Б. Салтыкову. Именно они приложили максимум усилий для восстановления функционирования предприятия и выхода его на новый уровень.
Сегодня отличительной чертой гжельского фарфора является фирменная роспись в бело-синих оттенках. Посуда и декоративные предметы востребованы по всей стране и за рубежом. Фирменные магазины открыты в крупных городах ведущих государств: Берлине, Париже, Лондоне, Нью-Йорке.
Работы мастеров регулярно отправляются на выставки и ярмарки, становятся победителями в различных конкурсах. Значительным достижением стал выпуск сувениров с символикой Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 году, за что завод получил диплом.
По материалам АО «Гжельский фарфоровый завод»