Зеленая карета проезжает по неведомым закоулкам, мимо никем не собираемых вишен и слив, ведомая бесстрастным навигатором. И выезжает наконец на возвышенность, с которой как на ладони перед нами предстает древний город, некогда столица Крымского Ханства, «сад-дворец» Бахчисарай.
Главная достопримечательность Бахчисарая — это Ханский дворец с его знаменитыми фонтанами, расписными стенами, ажурными решетками на окнах.
Побродив по внутреннему дворику и насладившись видами местных достопримечательностей, идем дальше…
Неподалеку от Ханского дворца расположились уютные кафешки, в тени которых можно передохнуть и подкрепиться. Среди них кафе «Пушкинъ», где кроме вкусной шурпы нас ждет приятный сюрприз: коллекция керамики ручной работы.
Но главная цель нашего путешествия впереди: мы отправляемся на поиски гончарной мастерской, где делают настоящую крымско-татарскую посуду, а также обучают гончарному делу всех желающих.
Как оказалось, мастерская находится совсем недалеко, буквально в двух шагах от Ханского дворца. Пробираемся по узким бахчисарайским улочкам и попадаем в Handmade Craft Center «USTA» — Ремесленные мастерские «Уста».
Здесь нас встречает уста Лютфи («уста» — это мастер по-татарски) и показывает нам свои владения.
Меня сразу же заинтересовали гончарные круги, на которых здесь работают. Они деревянные, но с электроприводом. С помощью механической педали двигатель прижимается резиновым колесом к маховику и раскручивает его.
Лютфи — очень добродушный и интеллигентный человек, и если вам доведется с ним пообщаться, он с удовольствием вам все покажет и расскажет.
Глину Лютфи заказывает с Симферопольского кирпичного завода, он ее высушивает, а затем очищает-отмучивает в больших пластиковых баках.
Эта глина довольно пластичная, хорошо держит форму, поэтому позволяет делать изделия с тонкими стенками. Тонкие стенки — это одна из характерных черт крымско-татарской посуды.
Но, пожалуй, главная особенность крымско-татарского стиля — это изящный рисунок, который наносится на отполированный черепок шилом или другим острым инструментом.
После утельного (первого) обжига посуду покрывают растительным маслом и запекают снова в печи. При этом отполированная поверхность остается светлой, тогда как рисунок проявляется — становится темным. Затем, пока изделия еще теплые, они покрываются тонким слоем воска, который придает им блеск и дополнительную водонепроницаемость.
Обжигает Лютфи изделия как в электрической, так и в дровяной печи. При этом дровяной обжиг оставляет на изделиях характерные пятна, благодаря чему посуда становится более «природной» и душевной.
Мы еще долго беседовали с мастером о разных вещах, он рассказывал о своих изделиях, о традиционных формах сосудов… Не обошлось, конечно, и без политических вопросов… Надеюсь, наши народы будут жить в мире и взаимопонимании, а общение между мастерами и совместное творчество будут этому только способствовать.
День подошел к концу, пора возвращаться домой…
До новых встреч, и успехов в гончарном деле!
P.S. Если вы будете в этих краях и захотите заглянуть в мастерскую, то все контакты можно найти на сайте http://usta.crimea.ua/
Рубрики: Заметки