Глины бывают разные — черные, белые, красные, но всем одинаково хочется… стать посудой) Или, хотя бы, цветочным горшком!
На просторах нашей необъятной Родины, а тем более по всему миру можно найти сырье для производства керамики практически на любой вкус и цвет. (Кстати говоря, на нашем форуме есть карта месторождений глин, в создании которой может поучаствовать каждый желающий). И как правило, там, где есть месторождение хорошей глины, существовал или еще поныне здравствует какой-нибудь керамический промысел. Например, Филимоновская игрушка, Скопинская керамика, Гжель и другие. А что же значит «хорошая глина»? Давайте разбираться.
У глины есть несколько основных свойств, которые определяют их пригодность для лепки или формовки на гончарном круге, а также для других процессов.
Первое свойство — это пластичность. Глины по этому свойству могут разделяться на сверхпластичные (или связующие), пластичные (жирные), тощие и непластичные. Самый высокий показатель пластичности у бентонитовых глин — из них очень сложно лепить и тем более выкручивать на гончарном круге — изделие просто не может держать форму и сваливается. Бентонит очень сильно набухает при затворении его водой, что очень полезно для добавления в глазури, но для лепки масса получается чрезмерно «водянистой». Тощими глинами являются суглинки, в которых содержится очень большое количество песка. Как правило, суглинки являются красножгущимися, и их часто используют для производства кирпича.
Простой способ определить пластичность глины — это скатать жгутики примерно 1см в диаметре и согнуть их дугой. Тощая глина будет ломаться, сверхпластичная будет совершенно гладкой, а средней пластичности — с небольшими трещинками.
Всеми известные голубые (кембрийские) глины, например Никольского месторождения под Санкт-Петербургом, не столь пластичны, как бентонитовые, и очень хорошо подходят для ручной лепки. Найти такую глину можно практически в любом магазине для творчества — одно из наиболее частых названий «Голубая волшебница». Продается она либо в готовом виде, либо в порошке. После обжига такая глина имеет приятный красновато-кремовый оттенок.
Подобного рода глины встречаются повсеместно — например, в Самарской области — это карьеры рядом с поселком Образцовый, рядом с селом Валы, а также рядом с городом Отрадный. К сожалению, глина здесь загрязнена инородными включениями — кусочками кварца и извести, которые при обжиге (а иногда и значительно позже) выстреливают, и на поверхности остаются некрасивые ямки. Чтобы этого не происходило, глину распускают до жидкого состояния, затем просеивают через сито или отмучивают. Некоторые мастера так и делают, но это довольно трудоемкий процесс, и не всегда это оправдано экономически.
Встречаются также и красные высокопластичные глины — например, гжельская. Чем больше у глины число пластичности, тем больше у нее и усадка при сушке. Воздушная усадка — это еще одно важное свойство глин, благодаря которому глина уменьшается в размерах при высыхании. Чем сильнее усадка, тем больше изделие может быть подвержено растрескиванию и деформации при сушке. Поэтому, если вы работаете с чистой гжельской глиной, сушить ее нужно медленно, закрывая в первое время полиэтиленом или тканью.
Кроме воздушной, есть также и огневая усадка, но она не такая большая, как воздушная. Если вам нужно сделать изделие точно в размер, например, изразец или плитку, то нужно обязательно сделать пробники, обжечь на конечную температуру и посчитать на сколько процентов уменьшаются размеры.
Как правило на пробнике делают два отрезка, пересекающихся под прямым углом. После обжига длины этих отрезков складывают и делят пополам — получается среднее значение. В среднем общая усадка составляет около 10%.
Как уже говорилось, пластичные глины хорошо подходят для ручной лепки, но работать на гончарном круге с ними сложно — стенки собираются в гармошку, плохо держат форму. Для гончарного круга лучше всего подходят глины и массы средней жирности.
А что же делать c высокопластичной глиной, чтобы с ней можно было работать на гончарном круге и уменьшить усадку? Ответ очень прост — нужно добавить в нее более тощую глину — пропорция подбирается опытным путем. Или же можно смешать глину с отощителем. Отощители — это как правило совершенно не пластичные вещества — например, песок, шамот, перлит, полевой шпат и другие. (Кстати говоря, последние два — перлит и полевой шпат — являются также и плавнями при определенных условиях, но об этом позже…) Отощителями также могут служить и выгорающие добавки — опилки, бумага, рогоз. Например, глина смешанная с бумагой (paperclay) позволяет изготавливать изделия очень сложной формы, при этом присоединять детали можно практически к уже высохшему изделию.
Еще одно свойство, связанное с пластичностью — это дисперсность глины. Дисперсность определяется размером частиц. Чем мельче частицы, тем, как правило, глина пластичнее. Глина (или масса) средней пластичности при этом может состоять как из частиц одного размера, так и быть смесью мелких и крупных частиц. Например, если мы возьмем очень популярную испанскую массу PF, производства Sio2, то в ней частицы примерно одного размера. В аналогичной же испанской HR от Vicente Diez можно увидеть и почувствовать смесь частиц разного размера. Это также справедливо и для красных масс, поставляемых с Донбаса. По пластичности же они очень похожи.
Разный размер частиц в массе часто делают намеренно, например, добавляя фракцию крупных частиц. Помимо того, что они служат отощителем, крупные частицы становятся своего рода каркасом, на который опирается основная глиняная масса. При этом, если температура плавления этих частиц выше температуры обжига изделия, то такой каркас работает также и во время обжига. Наглядный пример — это шамотные массы. Помимо пластичных материалов в них входят кусочки уже обожженой и раздробленной огнеупорной глины (или других материалов). Чем крупнее эти камешки, тем более массивные изделия можно изготавливать из такой массы — она очень хорошо держит форму при лепке и других способах изготовления изделий.
Также шамотные массы хорошо переносят тепловой удар, что делает их подходящими для изготовления термостойкой керамики. Например, огненной скульптуры.
Для гончарного круга желательно выбирать массу с небольшим размером шамота — до 0,2 мм, более крупные частицы будут травмировать руки при работе.
Итак, мы познакомились со свойствами, которые определяют, насколько глина подходит для формовки изделия. В следующий раз мы поговорим о тех свойствах, которые проявляются после обжига и делают глину подходящей для того или иного вида изделий — посуды, сувениров, ландшафтной керамики и др.
До новых встреч в эфире! И успехов вам в гончарном деле!
Спасибо большое за рассказ о свойствах глины
Спасибо большое за информацию. Я думала, что знаю о свойствах глины достаточно много, оказывается еще можно узнать больше по вашему рассказу, о чем я не подозревала! Надо попробовать с крупно зернистым шамотом.
Пожалуйста) Успехов вам!