Уроки гончарного дела

записки практикующего керамиста

Главная > Уроки > Молочение керамики
Автор: 25.08.2015

Молочение керамики

Молочение керамики в последнее время стало очень популярным способом обработки керамических изделий. Считается, что этим методом издревле пользовались гончары на Руси, еще до того как научились покрывать изделия глазурью.

Молочение придает черепку водоотталкивающие свойства, а также получается очень интересный декоративный эффект — изделия приобретают красивый коричневый оттенок, и к тому же они становятся более гладкими, приятными на ощупь.

А рецепт молочения керамики очень простой: нужно покрыть изделия молоком и нагреть до температуры около 300°С.

Итак, приступим. Окунаем наши обожженные на утиль изделия в молоко и «купаем» их там некоторое время. Черепок насыщается молоком, все поры закупориваются, и образуется молочная пленка, блестящая и гладкая.

Молочение керамики

Если изделия крупные, и вам жалко тратить на них много молока, то можно просто полить их сверху и дать излишкам молока стечь.

Молочение гончарной посуды

Можно воспользоваться таким достижением цивилизации, как пульверизатор. Тогда «окрашивание» будет более равномерным, без потеков. Хотя в потеках тоже есть своя прелесть…

В зависимости от того, какое молоко использовать, будет получаться разный эффект от молочения. Молоко можно брать как магазинное, так и деревенское, разной жирности, топленое или даже скисшее. Можно использовать кефир и другие готовые кисло-молочные продукты. А еще можно покрывать жидкой процеженной овсяной кашей и другой органикой — тут большой простор для творчества…

Очень хороший эффект дает ультрапастеризованное молоко — на обожженных изделиях появляется красивый глянец, а цвет получается более ярким, насыщенным.

Молочение керамики

После, того, как мы покрыли изделия, нужно оставить их на некоторое время для просушки.

Молочение керамики

Затем ставим их в печь для обжига или духовку. Можно ставить на полочки, а можно и просто — друг на дружку.

Молочение керамики

Не забудьте включить вытяжку или открыть настежь все окна и двери — сейчас будет очень дымно!

Нагреваем печь до 300 градусов и смотрим, что у нас получается. Нагревать нужно постепенно, чтобы садка хорошо прогревалась по всему объему.

Молочение гончарной посуды

В зависимости от температуры нагрева, а также длительности обжига цвет от молочения может получиться разным — от охристого светло-коричневого до почти черного. Это как со сгущенкой: если варить недолго, то она светлая, если же долго, то она становится темной, как шоколад.

Если обжигать до черноты, то молоко постепенно теряет свои водоотталкивающие свойства, и  остается только декоративный эффект — в углублениях получается темнее, а на выпуклостях светлее.

Молочение гончарной посуды

Ну а если пережечь, то молоко и вовсе сгорает, и нужно начинать все сначала.

Вот такие у нас получились чумазики :)

Молочение керамики

Молочение керамики

А на этом фото видно, насколько разными по цвету могут получиться молоченые изделия:

Молочение керамики

Прошедшая молочный обжиг посуда выглядит очень аутентично, как будто ей уже много-много лет. А если добавить еще каких-нибудь натуральных веревочек, типа шпагата, то получится еще «фактурнее»…

Молочение керамики

И напоследок, хочу познакомить вас с мастером-гончаром, который практически все свои изделия обжигает с молоком. Зовут его Илья Калашников.

Илья Калашников

Илья делает очень добротную посуду в классических древне-русских традициях, с толстыми стенками. Его изделия очень теплые, и даже как-будто светятся изнутри))

Молочение керамики. Илья Калашников

Кроме молочения, Илья применяет еще такие методы, как лощение и вощение, о которых мы поговорим как-нибудь в другой раз…

У Ильи есть своя небольшая школа в Жуковском, так что если вы живете в Москве или поблизости, приезжайте к нему на гончарные уроки. Помимо занятий непосредственно на гончарном круге вас ждут удивительные истории и наблюдения о гончарстве, о том, как нам стать ближе к природе и о том, как пробудить в себе творческие способности…

Например, способность к сочинению стихов:

Горшки, кувшины, крынки,
Ты почеши им спинки,
И губкой приголубь их,
Родится новый стих.

Гончарные изделия,
Использовал Емеля их,
Как в сказках, в кухне носятся,
«Возьми меня!» все просятся.

Все гладкие, молочные
Лощёные и сочные,
К столу их подавай,
И чай всем наливай!

И крикни «Мурр!» в окошко!
Налей Мурёнке в плошку…
Себе — в Кандюшку чаю,
Садись, но ближе с краю.

В Кувшины — молоко,
Сменить посуду так легко!
И так приятно взляду и рукам,
Живая глина здесь и там…

Илья Калашников. 11 января 2015

Молочение керамики. Илья Калашников

Сайт Ильи Калашникова: www.ilmarkart.com

Остается только добавить, что посуда, покрытая молоком, требует бережного к себе отношения. Ее нельзя мыть чистящими порошками, да и жидкими средствами тоже нежелательно. Лучше всего хорошо споласкивать их водой, после чего обязательно полностью высушить, можно даже в духовке. Или на солнышке — как в старину — сушили на заборах) Если же в молоченых сосудах будет застаиваться влага, то со временем они покроются плесенью, избавиться от которой можно только если обжечь их снова на высокую температуру.

Оптимальный же способ покрытия посуды — это все же глазурование ее изнутри, хотя Илья со мной, наверное, не согласится…

Хороших вам обжигов, и успехов в гончарном деле!

Рубрики: Уроки

комментариев 16

  1. Ув. Юрий, прошу разрешения на публикацию данной статьи на моём сайте keramika.hut4.ru.


    С уважением, Роман

  2. елена:

    пользуюсь такой посудой давно. Очень приятно.Горшочки, чайники, масленки, блинницы очень красивы, вписались в интерьер кухни. Внукам очень нравится приготовленная еда. А вкуснотища необыкновенная!!!

  3. Сергей Романцов:

    Очень интересная техника,хочется попробовать. Но мы пока свои крынки покрываем пищевой прозрачной глазурью. Это позволяет нам немного по-хулиганить- наносить декор из цветных ангобов. Но и терракотовые тоже покрываем глазурью, это проктичнее в использовании- легче мыть.

  4. Сергей:

    Есть один недостаток у такой посуды, она имеет свой специфический запах и людям с обостренным обонянием не подходит.

  5. Игорь:

    печь у вас интересная! Не расскажите…

  6. Натали:

    Пожалуйста, Илья, не оставляйте мой коммент без ответа….Я — педагог по лепке из природной глине, самоучка полная. ПОМОГИТЕЕЕЕЕ,,, Хочу красивых изделий, хочу красоты…. Напишите мне

  7. Алена:

    Скажите пожалуйста, можно ли с купленного изделия с этим чертовым молочением каким-то образом полностью убрать эту хитросделанную глазурь? Понты — дело, конечно, понятное, но любая глазурь гробит основное свойство глиняной посуды — она перестает «дышать», сиречь, испарять воду в процессе готовки.

    • Юрий Горний:

      Ох, Алена)) Полностью убрать молочение можно только если обжечь изделие градусов на 450-500С. Также можно замочить в горячей воде + прокипятить. Потом почистить содой, металлической губкой для посуды, наждачкой и пр.
      Вообще же в процессе готовки в черепок впитываются масла и пища, и поры в конце концов опять же забиваются. Если вы посмотрите на старинные горшки, которые ставили в печку, то они часто черные, как чугунные сковородки. Еще один момент — пористость черепка — некоторые виды сильнее впитывают, поэтому стереть слой молока или впитавшейся пищи будет сложнее…

      • Алена:

        спасибо за ответ, передам его нарвавшемуся страдальцу.
        Чтобы поры не забивались, после готовки посуду чистят с содой, а потом — кипятят. я это очень хорошо знаю, поскольку много лет являюсь счастливой обладательницей купленных за границей неглазурованных тажинов.
        Да,вот так, и мне, и подруге пришлось покупать посуду в Германии, поскольку на Родине сплошняком глазурь. И это ужасно, поверьте.
        Найти бы гончара, который согласился бы не портить посуду, а делал бы ее так, как нужно кулинарам — без всяких идиотских покрытий.
        До чего дошло — из-за этой повальной моды нормальную глиняную посуду купить невозможно.
        Чтоб было понятно — нормальную посуду замачивают перед готовкой, в процессе приготовления она отдает воду как внутрь, так и наружу, создавая уникальный режим, за счет испарения наружу Т сосуда понижается, что очень полезно для классического русского способа приготовления — томления. А отдача влаги внутрь создает внутри посудины особую атмосферу, продукты одновременно и запекаются на низкой Т, и готовятся на пару. Получается ни с чем не сравнимый вкус и структура продуктов, которых любители глазури лишают кулинаров в угоду дешевым (ладно, дорогим) понтам.

      • Олеся:

        Я не поняла, так что молочение это плохо? Или изделие со временем станет хуже?

        • Юрий Горний:

          Олеся, изделие, покрытое изнутри органикой, требует большего к себе внимания. Вспомните крынки, которые сушили на плетне — если такие изделия не просушивать хорошенько после использования, то от влаги внутри и на донышке снизу может развиваться плесень… Поэтому желательно использовать молочение как декоративное покрытие снаружи изделий, а внутри все же покрывать глазурью, подходящей к черепку.
          Ранее писали про таджин — если его ничем не покрывать, ни молоком, ни глазурью, то говорят, что все получается вкуснее. Но опять же, нужно за ним ухаживать — тщательно мыть и т.д.

Ваш комментарий: